В 1908 году произошло множество событий, серьёзно повлиявших на судьбы человечества. Именно тогда великий изобретатель Томас Эдисон произнёс фразу, которая может считаться лейтмотивом XX и начала XXI века: «Возможно абсолютно всё!».
Эра автомобиля
В 1908 году американский инженер Генри Форд начал производить прославленную модель автомобиля - Model T. Изобретение Форда (эту модель разработали его подчинённые, но Форд принял решение о начале производства) позволило сделать автомобиль основным видом транспорта.
Форд производил автомобили с 1896 года, однако именно Model T стала важнейшим нововведением в мировой автоиндустрии. Дело в том, что существовавшие до этого модели машин были исключительно дорогими «игрушками» для богатых. Model T создала новую моду: эта машина была не особенно комфортной, она не отличалась красотой, не была способна развить высокую скорость. На заводе её красили исключительно чёрной краской - самой дешёвой на тот момент. Не случайно это детище Форда ироничные современники сравнивали с уродливым катафалком. Однако Model T обладала теми качествами, которые стали нормами современного автомобилестроения - машина была надёжной, простой и экономичной.
Легендарный автомобиль Форда - Model T.
Форд первым пришёл к выводу, что чем проще деталь машины, тем проще она в изготовлении и тем дешевле. Кроме того, с простыми деталями могут разобраться не только профессиональные механики, но и дилетанты (ремонт Model T можно было производить в домашних условиях, пользуясь обычными инструментами). В США Model T продавалась за $850 (за дополнительные $500 можно было добавить к базовой комплектации лобовое стекло и спидометр), в то время как большинство существовавших на тот момент моделей иных производителей стоили не менее $2 тыс.
Model T обладала рядом технических достоинств: у неё были наиболее совершенная на то время трансмиссия, большой клиренс (что позволяло передвигаться по плохим дорогам) и хорошие рессоры, делавшие езду более-менее комфортабельным занятием. Форд также оказался провидцем - он предположил, что встречный поток машин может оказаться для водителя опасным, и первым в мире разместил руль в левой части кабины, а не по центру. Model T могла работать и на бензине, и на спирте (эта опция ныне вновь входит в моду в связи с дороговизной бензина). Кроме того, Форд впервые применил сталь с примесью ванадия, что сделало машину более надёжной и долговечной.
Форд первым использовал сборочный конвейер (он не был изобретателем конвейерной сборки - первыми этот метод применили венецианцы еще в XII веке, подобным образом они оснащали свои галеры), что позволило ему нанимать на работу низкоквалифицированных рабочих, которым можно было платить меньше - это положительно отражалось на стоимости автомобиля. В 1913 году новый автомобиль сходил с конвейера Форда каждые три минуты - на сборку машины уходили рекордные 1 час 33 минуты времени.
В 1908 году Форд выпустил всего 309 подобных автомобилей. В 1913 году объём выпуска составил уже 189 тыс. - то есть компания Ford произвела почти половину всех автомобилей, выпущенных в США. В 1916 году Форд довёл объёмы выпуска до 600 тыс. машин, что позволило ещё больше снизить цену - до $260 (примерно $3,4 тыс. в нынешних ценах). Снижение цены инспирировало спрос (в 1914 году квалифицированный американский рабочий зарабатывал примерно $80 в месяц), на что Форд отвечал увеличением объёмов производства. Model T выпускалась Фордом до 1927 года - в общей сложности было выпущено более 15 млн. подобных машин. История показала, что это была, вероятно, самая удачная в коммерческом смысле модель автомобиля, несмотря на то, что многие современники Model T обладали намного лучшим дизайном и технической «начинкой». В 1919 году на долю Model T приходилось девять из десяти легковых машин, выпускавшихся в мире.
Стоит добавить, что за полгода до появления Model T стартовали первые трансконтинентальные автогонки: Нью-Йорк - Париж. Участники гонок - пять команд, в том числе национальные сборные США, Франции, Германии и Италии - должны были пересечь территорию США, добраться до Аляски, по льду Берингова пролива переехать в Сибирь, а потом по дорогам России и европейских государств закончить автопробег в Париже. Стоит заметить, что Берингов пролив машины не пересекали - они переехали во Владивосток на пароходе. Однако и без этого автогонка была выдающимся событием. Один пример: дорога из Нью-Йорка в Чикаго заняла у участников пробега две недели - обычный поезд преодолевал это расстояние за 18 часов. Гонка началась 12 февраля и успешно закончилась 30 июля. Это был первый и единственный автопробег такого рода в истории. Его выиграли американские гонщики, опередившие германскую команду, занявшую второе место, на 26 дней. До финиша добралась и французская сборная, но отставшая от германских конкурентов на две недели. Любопытно, что суперсовременная гоночная машина, на которой ехали победители - Thomas Flyer, - могла развивать максимальную скорость в 80 км/час и часть пути проехала по железнодорожным рельсам - из-за отсутствия дорог.
Изобретение Форда привело к тому, что кардинально изменился стиль жизни человеческой цивилизации. Нефть заменила уголь в качестве основного источника энергии. Человечество стало мобильным - путешествия, в том числе и на дальние расстояния, стали нормой. Автомобиль повлиял на принципы градостроительства - новые города нуждались в более широких улицах, парковках и гаражах. Войны стали «войнами моторов», а не «войнами людей».
Дата создания (обновления) документа: 01-14-2008