Спустя месяц после начала продаж "российского" Mondeo "Авто.Лента.Ру" побывала на заводе Ford во Всеволожске и лично проинспектировала новые производственные мощности, на которых собирается этот седан.
Новейшая история Ford в России
Российский завод "Форд" был запущен в 2002 году - его постройка обошлась в 125 миллионов долларов. На тот момент на производстве было открыто всего 400 рабочих мест, а "стартовая" мощность завода составляла 25 тысяч Ford Focus в год.
Сейчас на российском предприятии работает уже 2800 человек. Всего за семь лет существования завода в него было вложено 350 миллионов долларов. На данный момент с его конвейера сошло 294 тысячи автомобилей, а в 2008 году было произведено 72 тысячи машин.
Пространственное мышление
Наше знакомство с заводом началось еще с подъездной дороги - она, к сожалению, оказалась в ужасном состоянии. Вообще, в ходе этой поездки у нас сложилось впечатление, что за дорожным покрытием в Ленинградской области следят плохо, и рокады, ведущие к производственной площадке Ford, не являются исключением. Зато на фоне не самых лучших дорог заводская территория и аккуратный производственный корпус кажутся настоящей заграницей. Чистой, ухоженной, с "фордовскими" указателями... на английском языке. Наверно, так же выглядит производство в бельгийском Генке, откуда до недавнего времени в Россию поступали все Ford Mondeo. Теперь же из-за границы будут поставляться только хэтчбеки и универсалы – с апреля седаны у нас "свои".
С европейскими заводами российское предприятие "Форд" роднит еще и очень рациональное использование пространства. Все предельно компактно - и на территории, и в цехах. Например, производственные и складские помещения сосредоточены на 55 тысячах квадратных метров: по площади это приблизительно пять футбольных полей. Не очень много, если учесть, что после недавней реконструкции, в ходе которой появилась новая линия по сборке "Мондео", расчетная мощность конвейера увеличилась до 125 тысяч автомобилей в год.
Как рассказал нам директор завода Грэй Гринвэй (Gray Greenway), увеличивая производственные мощности, специалистам завода, конечно, пришлось поломать голову. Ведь дополнительные площади для организации цехов по покраске, сварке и сборке Mondeo взять было неоткуда – своей земли у "Форда" в Ленинградской области немного, всего 30 гектаров.
Поэтому производство седана размещали в уже имеющемся корпусе - там, где почти семь лет собирается "Фокус". Задача была непростая, но инженеры завода творчески подошли к использованию пространства: над сборочным конвейером пристроили специальные балконы, на которых разместились посты "подсборки".
"Мондео" собирают, искры летят
После рассказа Гринвэя накатывает клаустрофобия, но на деле оказывается, что внутри не так уж и тесно. Однако сварка, покраска и сборка автомобилей действительно ведутся не только на уровне пола. Поэтому первое, что видишь в производственном помещении - это проползающие на высоте второго этажа автомобильные кузова, покрашенные в серый цвет. Это уже загрунтованные заготовки, которые транспортируются в покрасочные камеры. Но нам до покраски еще далеко – экскурсия, как и сборка "Мондео", начинается с цеха сварки.
Все рабочие и посетители сварочного цеха обязаны надевать очки - искры дуговой сварки разлетаются в стороны на несколько метров. Чтобы стимулировать соблюдение техники безопасности на заводе, во всех помещениях висят плакаты с надписями: "Защитные очки - стильный аксессуар", "Защитные ботинки - модная обувь", "Пешеходные дорожки - самый скучный способ не умереть".
С первого взгляда кажется, что кузова здесь варят вручную – в цехе много рабочих, которые постоянно прикасаются манипуляторами сварочных аппаратов к лежащим на специальных подставках деталям, высекая снопы искр. На самом деле, оператор лишь подносит к заранее отмеченной точке электрод, а длительность и величина импульса запрограммированы в самом аппарате.
К тому же, главный сварочный кондуктор (это что-то вроде стапеля, где соединяются крыша, боковые панели и пол) полностью автоматизирован. Здесь трудятся шесть роботов немецкой компании Fronius, причем четыре из них скрепляют детали кузова плазменной пайкой. С помощью этой технологии на "Форде" смогли упростить процесс соединения крыши и боковых панелей кузова. Поэтому у "Мондео", в отличие от "Фокуса", нет технологических канавок по бокам крыши, которые необходимо закрывать пластиковыми молдингами.
Кстати, за внедрение этой технологии в производственную цепочку Mondeo "фордовские" инженеры в 2007 году получили внутрикорпоративную награду имени Генри Форда (Henry Ford Technology Award) за лучшее технологическое ноу-хау.
На большинстве современных заводов грунтовка наносится с помощью электрофореза - физико-химического процесса, в ходе которого ионы перемещаются в растворе при разности потенциалов. При нанесении грунта кузов, выполняющий роль катода, помещается в специальный раствор и под действием напряжения ионы "грунтовки" осаждаются на металле. После сварки очищенный от окалины и загрязнений кузов отправляется в цех покраски, где его опускают в ванну с раствором солей фосфорной кислоты. В результате, на поверхности металла образуется фосфатная пленка, которая, во-первых, препятствует коррозии, а во-вторых, на нее лучше ложатся все следующие слои покрытия.
Затем кузов грунтуют и красят. Катафорезный грунт наносится в автоматическом режиме в специальных ваннах, а окраской кузовов занимаются роботы. Однако на заключительной стадии их место занимают рабочие, которые вручную прокрашивают труднодоступные участки кузова. Причем любой человек, попадающий в покрасочную камеру, должен быть одет в костюм, сшитый из специальной ткани. Она соткана из нитей длиной полтора километра – у такого материала не летит ворс, который может попасть на лакокрасочное покрытие.
Пестрая лента
После покраски кузов отправляется на сборочный конвейер, где его комплектуют двигателем, подвеской, салоном и так далее. Это конвейер представляет собой движущуюся ленту, на которой "Фокусы" и "Мондео" встречаются вперемешку – используемая на заводе технологическая схема не требует переналадки оборудования при переходе от модели к модели или от модификации к модификации. При этом кузову требуется всего два с половиной часа на то, чтобы пройти через весь конвейер. За это время сборщики успевают собрать и седан Mondeo, и Focus, причем неважно, в каком из четырех производимых на заводе кузовов - седан, универсал, трехдверный или пятидверный хэтчбек.
Всего на конвейере насчитывается 60 постов, на которых на кузов устанавливаются различные агрегаты. А рядом с лентой находятся "подсборки", где крупные узлы собираются перед установкой на машину. Например, передняя панель, трансмиссия и кресла. Кстати, сиденья для Mondeo, как и для Ford Focus, производятся в России, но производители у них разные. Кресла для "Мондео" выпускают американцы из компании Lear, а для Ford Focus сиденья изготавливает Johnson Controls. Всего же у российского "Форда" 26 поставщиков комплектующих, которые имеют заводы на территории России.
Контроль качества сборки в России ничем не отличается от заводов Ford, расположенных в Европе, и проходит в несколько этапов. Сначала на специальном стенде у автомобиля настраивается свет фар и сход-развал, затем проверяется работа тормозов и, в заключение, машина попадает в "мокрую" камеру, где проверяется герметичность салона. На второй стадии контролеры на специальной, хорошо освещенной площадке проверяют равномерность зазоров между кузовными панелями и качество лакокрасочного покрытия. Если на этом этапе никаких проблем не обнаруживается, то машину отправляют на площадку временного хранения, где она дожидается оформления документов и отправки к дилеру.
Заключение
По случаю нашего приезда "фордовцы" решили наглядно продемонстрировать, что российские "Мондео" ничуть не хуже европейских, и устроили 150-километровый пробег по Ленобласти. Что ж, если судить по этой поездке, то в России могут собирать машины не хуже, чем в Европе – везде идеальные зазоры, салон не скрипит, подвеска не стучит. Правда, все это было доказано еще в 2002 году, когда появились первые "Фокусы" из Всеволожска.
Российский "Мондео" ничем не отличается от своего западноевропейского родственника. Он также построен на разработанной совместно с Volvo платформе EUCD и у него те же бензиновые двигатели - объемом 1,6, 2,0, 2,3 и 2,5 литра. Правда дизель у отечественного Mondeo пока только один - двухлитровый, мощностью 140 лошадиных сил.
Но, к сожалению, высокое качество производимых автомобилей не сможет защитить российский "Форд" от последствий финансового кризиса. Руководство завода уже приняло решение о введении с восьмого июня четырехдневной рабочей недели для того, чтобы привести производство в соответствие со спросом. По прогнозам "фордовских" аналитиков, в этом году на отечественном рынке будет продано лишь полтора миллиона автомобилей, вместо двух миллионов в прошлом. А четырехдневка означает, что будет выпускаться меньше машин и сократятся зарплаты для рабочих, которые уже пытаются с помощью профсоюза оспорить решение руководства.
Очень жаль, что вторая "российская" модель Ford выходит на рынок в такой сложной экономической ситуации - во-первых, нам нравится "Мондео", а во-вторых, благодаря производству во Всеволожске этот автомобиль, в зависимости от комплектации, подешевел на 50-60 тысяч рублей - теперь базовая модификация Ambiente с 1,6-литровым двигателем стоит 671 тысячу рублей, а топовый Mondeo Sport с бензиновым двигателем объемом 2,5 литра - 1 миллион 226,5 тысяч рублей. Но почему-то нам кажется, что никакой кризис не помешает "Мондео" завоевать свое место под российским солнцем. Ведь ему нипочем даже дороги Ленинградской области.
Артем Бетев URL: http://auto.lenta.ru/articles/2009/05/05/mondeoplant/
Дата создания (обновления) документа: 05-14-2009