100 лет назад, в октябре 1908 года Генри Форд приступил к производству автомобиля Модель Т с ласковым прозвищем "жестянка Лиззи". Новинка быстро стала мировым лидером продаж. Она собиралась в Детройте (США) и Манчестере (Великобритания) на первом фордовском британском заводе в Траффорд-Парке, а также других заводах в разных странах и доминировала в автомобильном мире почти 20 лет, сообщает официальный сайт компании Ford. Последняя модель Т была изготовлена в 1927 году. К этому времени на 50 заводах в 19 странах было произведено более 16 миллионов таких автомобилей.
Оригинальная, простая и надежная конструкция была создана вокруг 22-сильного 2,9-литрового четырехцилиндрового двигателя, соединенного с двухступенчатой эпициклической трансмиссией. Рама со 100-дюймовой колесной базой оснащалась подвеской с поперечными передними и задними листовыми рессорами. Подобно многим другим автомобилям того времени, модель Т имела установленный на валу трансмиссии барабанный тормоз и управляемые рычагом задние барабанные тормоза.
Первые автомобили собирались в Пикетт-Парке в Детройте, однако в 1911 году компания Ford открыла новый завод в Хайленд-Парке, где было пространство, необходимое для расширения производства. Первые серийные модели Т были открытыми автомобилями типа Touring, затем появились и другие кузова, включая родстер, купе и таун-кар, а также коммерческие версии. Сначала модель Т стоила 850 долларов, затем ее цена стала снижаться - Генри Форд доказал, что простота и большой объем производства уменьшают себестоимость.
Первый в мире движущийся конвейер для сборки автомобилей появился в Хайленд-Парке в 1913 году. До этого момента для сборки модели Т требовались 12,5 человеко-часа. Конвейер сократил это время до 1,5 человеко-часов. В течение нескольких лет автомобиль окрашивался только в черный цвет, потому что краска этого цвета высыхала быстрее любых других. В этот период времени компания Ford также повышала заработную плату - новый тариф, 5 долларов в день, существенно превосходил тарифы конкурентов. Это означало, что рабочие могли быстро купить модель Т для себя.
К 1917 году продажная цена модели Runabout упала до 345 долларов, а Touring Car стоил 360 долларов. Список оборудования расширялся - в 1915 году масляные фонари были заменены на электрические, в 1919 году Ford уже предлагал такие опции, как разборные колесные диски и электрический стартер.
Продажи и производство быстро росли. В 1914 году было выпущено почти 250 тысяч таких автомобилей, в 1920 объем производства превысил миллион экземпляров, а в 1925 году, когда спрос достиг максимума, сборочные линии покинули почти 2 миллиона моделей Т. Самые низкие за всю историю Ford цены установились в 1925 году, когда покупатель мог приобрести модель T Runabout всего за 260 долларов (что в три раза меньше оригинальной цены 1909 года).
Дата создания (обновления) документа: 07-09-2008