Недолгая жизнь PAG
За всю историю своего существования Premier Automotive Group принесла прибыль лишь в одном 2001 году. В остальные же годы прибыльной в этой группе была только компания Volvo Cars, а остальные ее проедали.
В то время, как многие россияне голосуют за «Форд» своими кошельками, ежегодно покупая десятки тысяч автомобилей «Фокус», существует и большое количество наших соотечественников, относящихся к этой марке в той или иной степени отрицательно. Кто-то из «негативистов» имеет собственный опыт эксплуатации «фордовских» машин, как правило, американского производства. Другие подобного опыта не имеют, но им просто больше нравятся автомобили иных марок. Интересно, что зачастую «негативисты» не любят не только автомобили «Форд», но и автомобили других марок, с «Фордом» связанные.
Лично я, хотя и не являюсь владельцем «Фокуса», поддерживаю первую группу. И делаю это по двум причинам. Во-первых, я с большим уважением отношусь к Генри Форду, основавшему Ford Motor Company, со дня рождения которого, совсем недавно, 30 июля, исполнилось сто сорок четыре года. А во-вторых, лет пятнадцать-двадцать назад, как раз тогда, когда окончательно формировались мои автомобильные пристрастия, концерну Ford удалось собрать в своем составе красивый букет автомобильных брендов.
Созвездие Ford.
Марки, вошедшие в концерн Ford, были такими разными, но так органично дополняли одна другую! Шведская компания Volvo выпускала солидные и безопасные универсалы и седаны. Японская фирма Mazda стремилась к выпуску недорогих «ягуаров». Сам «Ягуар» по-прежнему сохранял аристократичный дух. А компания Land Rover, в далеком прошлом производившая самые популярные внедорожники в мире, еще не успела растерять былую славу. И, конечно же, созвездие Ford украсила легендарная британская фирма Aston Martin – хотя и сильно потускневшая, но всё еще жемчужина мирового автомобилестроения. Все упомянутые компании имели большое количество проблем, но и обладали, как тогда казалось, завидным потенциалом.
В течение последующих полутора десятков лет концерну Ford и его новым партнерам удалось очень многое. Шведская Volvo не только кардинально сменила дизайн и имидж своих автомобилей, но и в несколько раз увеличила объемы продаж. Японская Mazda на сто процентов обновила свой модельный ряд и сделала это так умело, что к его современному состоянию практически невозможно найти замечаний.
Британский Aston Martin сначала построил красивый DB9, разработав «вертикально-горизонтальнyю архитектуру» кузова, а затем выпустил компактный V8 Vantage, вплотную приблизившийся по своим ходовым качествам к непобедимому Porsche 911. Возросший интерес со стороны покупателей и щедрое финансирование Ford позволили компании Aston Martin построить ультрасовременный завод, не имеющий аналогов в мире и, увеличив выпуск автомобилей с нескольких десятков штук до семи с половиной тысяч, в 2006 году стать прибыльной.
Land Rover выпустил одну за другой новые модели (Range Rover, Range Rover Sport, Discovery 3) и, преодолев серьезные проблемы с качеством, вернул себе статус Короля бездорожья.
Дикое животное.
Вот только в отношении Jaguar концерн Ford, к сожалению, совершил целый ряд серьезных ошибок. Самая нелепая из них – это выпуск модели X-Type на платформе Ford Mondeo. Это в США все без исключения модели Lincoln можно собирать на платформах Mazda и Ford, а поклонники «Ягуара» подобного не прощают.
Помимо истории с X-Type был еще и провальный проект «Ягуара» в «Формуле-1», также добавивший значительное количество негатива к репутации «дикой кошки».
И, вдобавок к перечисленному, «Форд» совершенно зря не позволил выпустить «Ягуару» по-настоящему спортивную модель F-Type. Jaguar F-Type на все сто процентов соответствовал духу британской марки и имел все шансы стать выдающимся спорткаром.
Кроме ошибок, совершенных руководством концерна Ford, обнаружилось, что и собственная «ягуаровская» команда не имеет нужного потенциала. Алюминиевый флагман XJ у нее получился великолепным с технической точки зрения. Но запускать в производство автомобиль с дизайном «реплики», пусть и весьма красивым, все же не стоило. К тому же последующие проекты – слегка недоработанное купе XK и весьма спорный концептуальный седан C-XF - только подтвердили, что ничего выдающегося современная команда дизайнеров Jaguar предложить уже просто не может. А от знаменитого бренда публика ожидала только превосходных предложений.
Бизнес есть бизнес.
Поначалу, когда американский концерн лишь начинал совершать свои громкие многочисленные приобретения, степень сознательности его действий и намерений вызвала вопрос: «Существует ли у «Форда» какой-либо план или у него просто завелись лишние денежки?». Однако затем Ford проявил определенную логическую последовательность в выборе целей и большую настойчивость при их достижении. Потом руководство концерна объединило все свои европейские люксовые бренды в Premier Automotive Group (PAG), а один из высокопоставленных сотрудников «Форда» даже написал книгу, посвященную продвижению на рынок различных марок автомобилей в рамках единой маркетинговой стратегии.
В результате, когда в январе 2006-го года на подиум Автосалона в Детройте одновременно выехали Jaguar XK Convertible, Aston Martin Rapide Concept и Volvo C30 Concept, это стало триумфом.
Точнее, это можно было бы считать триумфом, если бы не одно очень существенное обстоятельство: за всю историю своего существования Premier Automotive Group принесла прибыль лишь в одном 2001 году. В остальные же годы прибыльной в этой группе была только компания Volvo Cars, а остальные ее проедали. Особенно, как нетрудно догадаться, усердствовал в этом Jaguar. Да и денег, приносимых Volvo, едва хватало на покрытие текущих расходов. Средства же, например, на разработку новых автомобилей, группа PAG брала у концерна Ford.
Поэтому, как только резко ухудшились дела в США у самого Ford’а, стройная система управления брендами рухнула, и началась их активная распродажа. Скорее всего, причина того, что Ford Motor Company спешно избавляется от марок, которые ему были когда-то так дороги (во всех смыслах слова «дороги»), кроется не только в многолетней убыточности последних. Она также и в том, что идеи, описанные в упомянутой выше теории управления брендами, так и не стали частью корпоративной культуры концерна, как и автомобили Aston Martin, Jaguar, Land Rover и Volvo не стали органичными звеньями его модельного ряда.
Кто в этом виноват? Кто виноват в кризисе концерна Ford в США? Виноват ли в этом вообще кто-нибудь? Наверное, уместным будет процитировать слова Генри Форда из его книги «Моя жизнь, мои достижения»: «Если потребитель не хочет или не может покупать то, что предлагает ему производитель, вина ли это производителя или потребителя? Виноват ли в этом вообще кто-нибудь? Если же никто не виноват, то производитель должен прикрыть лавочку».
Текст: Юрий Кладов | carclub.ru
Дата создания (обновления) документа: 08-15-2007